Почему я 20 минут плакал на вершине? И почему восхождение на Эльбрус войдёт в топ-1 самых ярких событий последнего года. В январе я поставил себе 10 целей в разных сферах жизни (на 1 год). И даже представить себе не мог, что реализация одной из них сможет стать столь сложным испытанием и дать настолько невероятные эмоции... Утром, 12 августа, я взошел на Эльбрус — самую высокую гору Европы. Ранее я почему-то думал, что восхождение представляет собой легкую прогулку. Но уже первые выходы на акклиматизацию показали обратное... Не важно спортсмен ли ты, ешь здоровую пищу или просто следишь за здоровьем. На горе с твоим организмом может произойти что угодно. Горная болезнь действует на каждого по-разному. Горы можно любить или ненавидеть, но равнодушным к ним быть нельзя. Восхождение на Эльбрус - мой первый опыт. Именно он и определил мое отношение к горам на будущее. 11 августа 23.15 Пару часов назад закончилась сильная гроза, ставящая под угрозу наш выход. Сейчас небо чистое, видно полумесяц и звезды. 5 дней подготовки и акклиматизации. И вот 2 группы по 20 человек стоят готовые к штурму. Проверяем амуницию, фонарик, палки, кошки, ледоруб... Дали вводную, сфотографировались… Я помолился, выходим. На улице небольшой минус - идеальная погода для восхождения. Идем один за другим, постоянно вверх. Подъем достаточно плавный. Становится жарко, снимаю флисовую кофту и расстегиваю пуховик. 00.00 Темп достаточно быстрый, термобелье полностью мокрое от пота. Самочувствие хорошее, но каждый шаг даётся с трудом - иду в ногу со всеми. Стараюсь максимально не отвлекаться на какие объекты вокруг, чтобы не тратить энергию - полная концентрация на себя и свои шаги. На лбу фонарик, освещающий небольшую круглую область снега, и ноги человека, идущего впереди. 00.30 Начинается сильный ветер, меня продувает насквозь, мокрое термобелье начинает замерзать. Одеваю флисовую кофту и рукавицы. Руки все равно не могут согреться, в голове мысли о людях, потерявших конечности на склонах горы, и о трех трупах немцев которые замерзли за пару дней до нашего восхождения. 01.00 Высота 4600. Дошли до начала скал Пастухова. У меня начинаются проявления горной болезни: не могу надышаться - дышу полной грудью, но постоянно не хватает воздуха, слабость и недомогание, каждый шаг делаю сверхчеловеческими усилиями. Думаю себе: Ты же сам хотел этого и за это заплатил - вот теперь и радуйся. С трудом выравнивание что то похожее на улыбку. Угол подъёма становится более крутым. Мотивирую себя тем, что так я с каждым шагом быстрее приближаюсь к вершине. Начинаю время от времени останавливаться на несколько секунд передохнуть - чем замедляю группу. Другие участники меня подбадривают и поддерживают. 01.15 Высота 4800, привал. Я сажусь/ложусь на камни, совсем изнеможенный. Наливаю себе чай из термоса. Чувствую, что сил совсем больше нет, понимаю сколько нужно еще пройти и в голове крутится всего одно слово - НЕВОЗМОЖНО. Группа начинает собираться, а мне каждое движение даётся невероятно сложно, я пытаюсь максимально быстро собраться, но делаю все как неуклюжая черепаха. В результате ГРУППА УХОДИТ БЕЗ МЕНЯ... Остается еще один парень по имени Миша и замыкающий инструктор. Мы (втроем) выходим через пару минут. Наклон горы становится невероятно крутой. Делаю пару шагов и понимаю, что идти совсем не могу. Пульс свыше 160-ти ударов в минуту, я прямо слышу его в голове. Да и не просто слышу, а чувствую его так громко, что кажется это удар гонга, а не моё сердце... Начинаю прокручивать в голове предыдущие события: за два дня до этого восхождения мы ходили на акклиматизационное восхождение на высоту 4800. Я дошёл до точки в которой был сейчас за 6 часов! Дошёл, свалился с ног и долго приходил в себя. В этот раз мы дошли сюда за 2 часа, но состояние аналогичное... Я СТОЮ, ОБЛОКОТИВШИСЬ НА ПАЛКИ, НАКЛОНИВШИСЬ СИЛЬНО ВПЕРЁД, ЗАКРЫВАЮ ГЛАЗА И ОЧЕНЬ БЫСТРО И ЧАСТО ДЫШУ. Перед этим восхождением у меня был выбор - между путем с самого низа (лагерь на высоте 4000 метров) и поездкой на Ратраке (экскаватор на гусеницах используется для транспортировки людей) до высоты 5100, и оттуда старт штурма. В этом случае я бы проехал пол пути, сэкономил бы силы и с большей вероятностью дошёл до вершины. Но я выбрал идти прямо с нашего лагеря, понимая тем самым, что сделаю все чисто с точки зрения подъема, но уменьшу шансы на главный результат - оказаться на вершине... Честно говоря, я долго делал этот выбор и дался он мне непросто, особенно исходя из того, что для меня всегда самое главное - результат, а тут я рискую не взойти и уехать ни с чем. 01.30 Я продолжаю стоять на 4800 все тело говорит мне - достаточно, пора возвращаться назад, причём на каком-то транспорте... У меня изначально было очень сильное намерение подняться на вершину, поэтому в голове одна мысль - и она не о том, чтобы сдаться, а мозг начинает искать варианты: может все-таки подъехать до 5100 или отдохнуть больше, поспать и т.д. Проходит пару минут. С невероятными усилиями делаю шагов 10 и останавливаюсь. Слышу слова инструктора: “Ну что, может хватит, когда назад?” Выругался про себя! Это говорит тот человек, который обязан меня поддерживать, помогать и сделать все возможное, чтобы я добрался до вершины! Молчу в ответ. У меня было много мотивации из прошлого - цель, уплаченные деньги, люди, которые знали, что я поднимаюсь, цена во времени, на которое выпал из работы, любимая жена, которая очень переживала за меня и совсем не хотела отпускать... В прошлом у меня не было ни одного жизненного испытания хоть на половину такого сложного как восхождение на Эльбрус, события, в котором мой организм был по настоящему на пределе. Неожиданно мозг находит за что ухватиться, а именно очень сильное ЗАЧЕМ из будущего! ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС СМОЖЕШЬ ЭТО ПРЕОДОЛЕТЬ - ТО В ЖИЗНИ ТЫ СМОЖЕШЬ ВСЁ... Повторяю себе эту фразу несколько раз! ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС СМОЖЕШЬ ЭТО ПРЕОДОЛЕТЬ - ТО В ЖИЗНИ ТЫ СМОЖЕШЬ ВСЁ! ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС СМОЖЕШЬ ЭТО ПРЕОДОЛЕТЬ - ТО В ЖИЗНИ ТЫ СМОЖЕШЬ ВСЁ! И что вы думаете было дальше? Я встал и побежал к вершине? НЕТ! Следующие 300 метров вверх от "скал Пастухова" до "Косой полки" стали для меня сущим адом! Если я себе представляю, что родить ребёнка, это высшая возможная степень боли и дискомфорта человека - то в промежутке с 4800 по 5100 мне показалось, что я родил как минимум тройню. Было состояние, когда я понимаю, что могу потерять сознание после каждого следующего шага. Я кое как выработал ритм. Через “не могу” делаю 40 очень маленьких шагов, останавливаюсь, делаю 10-20 вдохов-выдохов... Сил вообще не было, воздуха не хватало, мозг выключался прямо на ходу. Даже во время передышек. Только я останавливался - опирался на палки, погружался в какое- то промежуточное полусонное состояние, видел какие-то картинки, людей, звуки и запахи, которых не было в реальности... Потом открывал глаза и меня встречал луч света от фонарика, светлое пятно на снегу передо мной. На долгое время он стал для меня лучшим другом - последним связующим звеном с реальным миром, лучиком надежды и той соломинкой за которую я мог ухватится. Сейчас вспоминаю и слезы наворачиваются на глаза... Насколько я благодарен этому лучу света, который всегда был со мной и неизменно появлялся каждый раз, когда я открывал глаза... 03.45 Регулярно вспоминаю и держу перед глазами образ и улыбку жены. Мне есть куда возвращаться. У меня есть та, которая с нетерпением меня ждёт... Я еще могу так много сделать, чтобы изменить этот мир! Далеко за горизонтом вижу первые лучи солнца. Самая темная ночь перед рассветом! На душе становится легче и спокойней. Придерживаюсь своего ритма… Слышу от инструктора: ты идёшь 3 шага в минуту, ты не дойдёшь, а даже если дойдёшь - сил на обратную дорогу у тебя не будет, поэтому если ты идёшь дальше - я тебя оттуда уже вытащить не смогу и это на твоей совести и ответственности, и я дальше за тебя не отвечаю! Выругался еще раз про себя… И говорю, что иду дальше. Миша (второй отставший от группы парень) тоже добрался до этой высоты и решил продолжать штурм. Доползаю до высоты 5100, к большому удивлению для себя догоняю группу, которая вышла самой первой! У них конец длительного привала, кто то что то потерял, вот они и задержались... На душе становится спокойно. Появляется уверенность, что дойду... Сажусь, отдыхаю, ем шоколадный батончик и пью чай. Начинает светать. Ветер стих. Самое сложное позади, но самое опасное впереди... 05.00 Время взять ледоруб в руку! Начинаем идти по Косой полке, а называется она так, потому что узкая тропинка огибает гору по окружности, разделяя склон на две части - справа у меня стена, идущая к вершине, а слева - невероятно крутой спуск. Любой неверный шаг и ты катишься в пропасть и надежда только остановить свое падение ледорубом.. 07.30 Выходим с Мишей на седловину, большая поляна между западной и восточной вершинами Эльбруса, высота 5200. Инструктор где-то пропал, а точнее ушел от нас по английски - не прощаясь… Сказать что я внутри возмущен и зол на него - ничего не сказать. Ну он ведь сказал что больше за нас не отвечает... Отдыхаем минут 40. Вышло солнце, становится вообще тепло. Миша говорит, что дальше не пойдёт. Потому что если пойдёт - не останется сил на возвращение. К тому же мы теперь без инструктора... Переубеждаю его, что нужно идти… Говорю о целях, о поводах для гордости, о том что я ему помогу. Он спрашивает, беру ли я ответственность за его возвращение назад живым и невредимым? Задумался. Внутри сомневаюсь. Тут я за себя отвечать не сильно могу, а еще за него… Смотрю в сторону вершины, с виду совсем недалеко осталось, погода ясная, солнце аж печет. Говорю - беру ответственность, пошли! Далее всю дорогу занимаюсь тем, что подбадриваю его, помогаю идти и когда ему уже совсем тяжело - несу его рюкзак. Откуда-то появляются силы... Последний рывок, встречаем по дороге наших - они уже возвращаются назад... 10.12 Спустя 10 часов 57 минут я на вершине! Я зашёл на неё самым последним с 60-ти человек, но ЗАШЁЛ! Сначала не вериться. Осматриваюсь пару минут, падаю… Лежу на животе смотрю на склон вниз, на окружающие горы, на мелкие тучи ниже нас, и с глаз начинают течь слезы... Рыдаю минут 20... Осознание тех испытаний, через которые я прошёл ради этого момента. Осознание силы цели - поставил, выполнил. Это работает! Было очень много объективных причин - почему нет. Но я сделал! Для меня это невероятная победа над собой, которая останется со мной навсегда… Благодарю, что дочитали этот пост до конца. Надеюсь, что я смог своим опытом показать - НЕТ ничего невозможного и рамки только у нас в голове... #наши_походы@treking